Управление автономной некоммерческой организацией (АНО)

Автономная некоммерческая организация (АНО) является унитарной некоммерческой организацией (НКО). Она может быть создана, как единственным учредителем, так и несколькими лицами.

Рассмотрим, какая именно структура управления может быть предусмотрена Уставом АНО, обязательно ли высшим органом управления должно быть собрание учредителей или учредитель.

 На самом деле возможны три варианта структуры управления:

Первый

Учредитель (Общее собрание учредителей) – Высший орган управления

 Исполнительный орган (Президент, директор и т.д.)

Второй

Учредитель (Общее собрание учредителей) – Высший орган управления

Совет (Президиум, правление) – Постоянно действующий коллегиальный орган управления

Исполнительный орган (Президент, директор и т.д.)

Третий

Учредитель (Общее собрание учредителей) – Орган управления

Совет (Президиум, правление) – Постоянно действующий высший орган управления

Исполнительный орган (Президент, директор и т.д.)

 

С первым и вторым вариантом управления вроде все понятно.

К исключительной компетенции Учредителя (Общего собрания учредителей) необходимо предусмотреть Уставом Организации все вопросы, которые отнесены статьей 29 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

  • Определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • Утверждение порядка управления деятельностью Организации;
  • Изменение устава Организации;
  • Прием в состав учредителей Организации новых лиц;
  • Образование органов Организации и досрочное прекращение их полномочий;
  • Назначение единоличного исполнительного органа.
  • Утверждение годового отчета и годового бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Организации;
  • Принятие решений о реорганизации и ликвидации Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • Утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации.

 

Если уставом Организации предусмотрен коллегиальный орган (Совет, Правление, Президиум и т.д.), то все остальные вопросы можно отнести к компетенции этого органа.

Но в третьем варианте есть особенности, которые необходимо учитывать.  

В статье 123.24 «Основные положения об автономной некоммерческой организации» Гражданского кодекса Российской Федерации определены вопросы, которые отнесены строго к компетенции учредителя (Общего собрания учредителей).

Это:

  • Утверждение порядка управления деятельностью Организации;
  • Прием в состав учредителей Организации новых лиц;
  • Образование органов Организации и досрочное прекращение их полномочий;
  • Назначение единоличного исполнительного органа.

Таким образом, к компетенции постоянно действующего органа управления - Совета (Президиума, правления) можно отнести вопросы высшего органа управления, но не все:

  • Определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • Изменение устава Организации;
  • Утверждение годового отчета и годового бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Организации;
  • Принятие решений о реорганизации и ликвидации Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • Утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации.